Структура программы
Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:
1 |
Program PRIM; |
Описания могут включать в себя:
- раздел подключаемых библиотек (модулей);
- раздел описания меток;
- раздел описания констант;
- раздел описания типов;
- раздел описания переменных;
- раздел описания процедур и функций.
Раздел описания модулей определяется служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек) как входящих в состав системы, так и написанных пользователем. Раздел описания модулей должен быть первым среди разделов описаний. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми:
1 |
uses CRT, Graph; |
Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Паскаля. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:
1 |
label 3, 471, 29, Quit; |
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:
1 |
const K= 1024; MAX= 16384; |
В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:
1 2 3 |
var P,Q,R: Integer; A,B: Char; F1,F2: Boolean; |
Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в Паскаль-программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словами
1 |
begin.......end |
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;. Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов Паскаль-программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.
Пример 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
program Primer; {вычисление суммы двух чисел} var x,y,s: integer; begin WriteLn('Введите через пробел два числа '); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn('Сумма чисел равна ',s); end. |
Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ. Теперь сделаем так, чтобы программа сначала очищала экран, выполняла свои действия, а в конце работы позволяла пользователю посмотреть результат, ожидая его нажатия клавиши.
Пример 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
program Primer; {вычисление суммы двух чисел} uses Crt; {подключение модуля, необходимого для процедур очистки экрана и задержки} var x,y,s: integer; begin ClrScr; {очистка экрана} WriteLn('Введите через пробел два числа '); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn('Сумма чисел равна ',s); ReadKey; {ожидание нажатия клавиши} end. |